Версия для людей с ограниченными возможностями
Вправе ли индивидуальный предприниматель получить имущественный вычет по НДФЛ?
Декларационная кампания-2016 стартовала.
Как подать декларацию 3-НДФЛ о доходах, полученных в 2015 году
Легких денег не бывает. Опасно ли быть фирмой «однодневкой»
Новый порядок расчета НДФЛ налоговым агентом
Об изменениях в порядке регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Порядок осуществления процедуры банкротства в отношении граждан изменился
О достоверности данных в сведениях по форме 2-НДФЛ
Отчитываемся по полученным доходам за 2015 год.
Сообщить о неудержанном НДФЛ налоговые агенты обязаны до 1 марта 2016 года
Узнать свой/чужой ИНН на сайте ФНС России www.nalog.ru
Ответ: Согласно п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности, имущественных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 220 Кодекса.
Исходя из изложенного, имущественные налоговые вычеты применяются только к доходам налогоплательщиков, как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц по указанной ставке налога.
В соответствии с п. 3 ст. 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение, в частности, от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 Кодекса).
Таким образом, к доходам индивидуального предпринимателя, при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения, имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц не применяются.
Вместе с этим, если налогоплательщик получает другие доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, установленной п. 1 ст. 224 Кодекса, он вправе уменьшить сумму таких доходов на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 220 Кодекса.
Декларационная кампания-2016 понемногу набирает обороты. Отчитаться о доходах, полученных в 2015 году, физические лица должны не позднее 4 мая. Порядка 700 человек подали декларации уже в январе, но к сожалению это граждане, заявившие свои права, а не исполнившие обязанность по декларированию доходов .
Представить налоговую декларацию обязаны лица, получившие доходы:
Специалисты ФНС отмечают: доля деклараций в данной категории пока ничтожно мала. При этом регистрация доходов не всегда означает, что с них будет удержан налог.
- Для недвижимого имущества необлагаемая налогом сумма составляет 1 миллион рублей, для транспортных средств – 250 тысяч. Не нужно предоставлять декларацию при продаже имущества, находившегося в собственности более 3 лет.
Обращаем внимание, что представление налоговой декларации лицом, обязанным ее представить в отношении полученных в 2015 году доходов, после установленного срока (после 4 мая 2016 года) является основанием для привлечения такого лица к налоговой ответственности в виде штрафа в размере не менее 1 000 рублей.
Подача документов на получение социальных и имущественных вычетов конкретными сроками не ограничена, сделать это можно в любое удобное время в течение всего года.
- Важно отметить, что с 2016 года физические лица имеют право обращаться к работодателю не только за имущественными вычетами, но и вычетами по расходам на обучение и лечение. Дожидаться окончания налогового периода в таком случае работникам не придется. Социальные вычеты должны предоставляться начиная с того месяца, в котором работник обратится к налоговому агенту.
Гражданам, получившим в 2015 году налогооблагаемые доходы, необходимо представить в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ представляется в налоговую инспекцию по месту жительства.
Обращаем внимание, что с 22 января 2016 года действует новая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, утвержденная Приказом ФНС России от 27.11.2015 № ММВ-7-11/544@, которую необходимо использовать с указанной даты при декларировании налогооблагаемых доходов, полученных в 2015 году. До этого времени следует использовать форму декларации по налогу на доходы физических лиц, предусмотренную в 2015 году.
Существует несколько способов представления декларации в налоговый орган: лично, через представителя физического лица (по нотариально удостоверенной доверенности), по почте (в виде почтового отправления с описью вложения), в электронном виде, в т.ч. через интернет-сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Зарегистрированные пользователи сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» могут заполнить налоговую декларацию по НДФЛ в интерактивном режиме через свой «Личный кабинет» без скачивания программы по заполнению. С 1 июля 2015 года в «Личном кабинете» появилась возможность использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении документов в налоговый орган через сервис, в том числе декларации 3-НДФЛ. Это исключает дублирование документов на бумажном носителе. Сертификат ключа усиленной неквалифицированной электронной подписи физическое лицо может бесплатно скачать из «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц».
Сэкономить время и упростить подготовку декларации по форме 3-НДФЛ позволит программа «Декларация», которую можно скачать на главной странице сайта ФНС России переходя по ссылкам «Программные средства» (расположена внизу главной страницы сайта) → «Программные средства для физических лиц», также ее можно получить (записать) в налоговом органе по месту учета налогоплательщика.
Подать декларацию о доходах необходимо до 4 мая 2016 года.
Зам. начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками Е.П. Лёвушкина
Справка: Под фирмой-«однодневкой» понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность или представляющее фиктивную отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.
Такими фирмами также следует считать «фиктивно» созданные юридические лица, используемые для незаконного получения различного рода выгод и преимуществ, например, необоснованной налоговой выгоды.
В последнее время все чаще при создании фирм-«однодневок» в качестве учредителей (руководителей) организаций указываются физические лица, не имеющие отношения к их государственной регистрации и финансовой деятельности.
Нередко для этого используются утерянные, похищенные паспорта, а также паспорта умерших лиц, учащихся (студентов), лиц, не осведомленных о преступном характере деятельности, малоимущих, лиц без определенного места жительства.
Следует также упомянуть и еще об одной опасной тенденции, которая заключается в том, что для создания «однодневок» используются наиболее социально незащищенные слои населения. Доверчивые граждане, за небольшое вознаграждение подписывают документы на государственную регистрацию у нотариуса, подписывают документы по передаче права распоряжаться от своего имени банковским счетом организации и денежными средствами, не подозревая о многомиллионных финансовых операциях по данным расчетным счетам, осуществляемых мошенниками. Передавая право подписи (в том числе с помощью электронно-цифровой подписи) финансовых, бухгалтерских и иных документов организации, а также налоговой отчетности они становятся «номинальными» или «подставными» руководителями и учредителями.
Причастность к незаконной деятельности фирм-«однодневок», в том числе в качестве подставных лиц, может пагубно отразиться на дальнейшей судьбе таких граждан, т.к. за это предусмотрена уголовная ответственность по ст.173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Подставными называются лица, которые являются участниками юридического лица или органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом или получения прибыли от его законной деятельности. Под подставными лицами понимаются не только лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо, но и лица, данные о которых были внесены в ЕГРЮЛ без их ведома.
То есть, подставным лицом может быть человек, который вообще не знает, что данные о нем в качестве учредителя или директора содержатся в ЕГРЮЛ.
Представление или приобретение документов для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах, является самостоятельным составом преступления (ст. 173.2 УК РФ), т.е. преступником может стать любое лицо, начиная от руководителя организации до курьера, предоставившего документы специалисту налогового органа.
Кроме того, ответственность наступает не только за создание, но и за любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о таких лицах. Заявление «номинального» руководителя о том, что он не имел цели осуществлять руководство организацией, может привести к возбуждению уголовного дела в отношении лиц, которыми представлены документы для внесены в ЕГРЮЛ записи о таком руководителе.
Данное обстоятельство лишний раз подтверждает, насколько опасно предоставлять свои паспорта посторонним лицам, подписывать заявления о государственной регистрации и иные документы, если человек изначально не намерен в дальнейшем управлять организацией и участвовать в ее деятельности.
Учитывая вышеизложенное, УФНС России по Ивановской области рекомендует:
Если вы поняли, что стали заложником в игре мошенников, использующих Ваш паспорт в криминальных целях, немедленно нужно осуществить следующие действия:
Для исключения в последующем встреч со следователями, допросов, долгих объяснений, возбуждения уголовных и административных дел, не допускайте манипуляций со своими данными другими лицами для создания фирм-«однодневок» пытаясь, таким образом, заработать. И конечно, не участвуйте сами в создании подобных фирм.
Помните, что фирмы-«однодневки» создают реальную угрозу экономике нашей страны. Так как с помощью фирм-«однодневок» совершается ряд опасных преступлений: хищение бюджетных средств, «обналичивание» денежных средств, уклонение от уплаты налогов и сборов, незаконное возмещение налога на добавленную стоимость, вывод денежных средств за границу, рейдерский захват чужого имущества и т.д.
С 2016 года налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета ежеквартальный расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ. Новая налоговая отчетность для налоговых агентов введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ.
Форма 6-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме». Документ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.10.2015, регистрационный номер 39578.
С 2016 года расчет по форме 6-НДФЛ будет представляться налоговым агентом за квартал, полугодие и девять месяцев в срок не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября, а за год - не позднее 1 апреля следующего года. Форма расчета содержит обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента, в том числе о датах и суммах фактически полученных доходов и удержанного налога на доходы физических лиц.
Расчет по форме 6-НДФЛ представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек данный расчет может быть представлен на бумаге.
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков МРИ ФНС России №3 по Орловской области информирует о вступлении в силу с 1 января 2016 года ряда существенных изменений в Законодательство по государственной регистрации юридических лиц, направленных на противодействие злоупотреблениям в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (изменения внесены Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ). Цель данных изменений – это, прежде всего, предотвращение создания фиктивных организаций, регистрации их на подставных лиц, а также обеспечение достоверности сведений, содержащихся в одном из самых востребованных федеральных информационных ресурсов – едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Так, с 2016 года регистрирующий орган имеет право на проведение проверки достоверности данных, предоставляемых для включения в ЕГРЮЛ и при наличии оснований, указывающих на их недостоверность, на приостановление процедуры государственной регистрации сроком до 1 месяца.
С целью предотвращения случаев регистрации организаций по фиктивным адресам, вводится процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица, и регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим (налоговым) органом по новому месту нахождения. В регистрирующий орган должны быть представлены документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости, расположенным по новому адресу организации (п.6 ст.17 Федерального закона № 129-ФЗ).
Вводятся дополнительные основания для отказа в государственной регистрации для определённых категорий лиц, задействованных ранее в деятельности организаций, нарушавших законодательство. Отказ в регистрации также будет возможен при несоблюдении установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации, а также иных обязательных требований для осуществления государственной регистрации.
Изменяется взаимодействие с нотариусами:
Кроме того, с 29 декабря 2015 года сокращен срок государственной регистрации при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до 3 рабочих дней.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 391-ФЗ) внесены изменения в: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Закон № 391-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 29 декабря 2015 г. (номер опубликования 0001201512290062).
Законом № 391-ФЗ внесены изменения в главу X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве, регулирующую порядок осуществления процедуры банкротства в отношении гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2.1 статьи 213.4 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом возникает при условии предварительного (не менее чем за пятнадцать календарных дней до дня обращения в арбитражный суд) опубликования им уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Законом № 391-ФЗ усилена ответственность за совершение противоправных действий при банкротстве, а также расширены полномочия налоговых органов по привлечению к ответственности за совершение противоправных действий в указанной сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 23.5, пунктом «5» части 2 статьи 28.3 Кодекса в редакции Закона № 391-ФЗ налоговые органы наделены правом рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса, рассматриваются арбитражным судом.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), установленный статьей 4.5 Кодекса, увеличен с одного года до трех лет.
Смягчена ответственность за совершение административного правонарушения, состав которого установлен частью 5 статьи 14.13 Кодекса, а именно исключена санкция в виде дисквалификации за совершение указанного административного правонарушения.
Статья 14.13 Кодекса дополнена частями 3.1 и 5.1, предусматривающими дисквалификацию должностных лиц за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного соответственно частями 3 и 5 статьи 14.13 Кодекса, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 4.6 Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Кроме того, статья 14.13 дополнена частью 8, определяющей состав нового административного правонарушения, а именно неисполнение вступившего в законную силу судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом, при условии, что такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 391-ФЗ указанные изменения в Кодекс (в том числе, рассмотрение налоговыми органами дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса, составление должностными лицами налоговых органов протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса, и т.д.) применяются в установленном Кодексом порядке с 29 декабря 2015 г.
При этом с 29 декабря 2015 г. должностные лица налоговых органов составляют протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса, совершенных 29 декабря 2015 г. или позднее.
Обращается особое внимание на положения статьи 1.7 Кодекса, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. При этом производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве) с одного года до трех лет, при исчислении срока давности привлечения к указанной административной ответственности необходимо руководствоваться редакцией Кодекса, действовавшей во время совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение до 29 декабря 2015 г. административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.13 Кодекса, составляет один год. При этом с 29 декабря 2015 г. в качестве санкции за совершение до 29 декабря 2015 г. административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 5 статьи 14.13 Кодекса, не может быть применена дисквалификация.
Вместе с тем, лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 5.1, 8 статьи 14.13 Кодекса, если названное административное правонарушение совершено 29 декабря 2015 г. или позднее.
Отдел урегулирования задолженности
МРИ ФНС России №3 по Орловской области
Межрайонная ИФНС России №3 по Орловской области доводит до сведения налогоплательщиков: Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 1261, вступающей в силу с 01.01.2016, об установлении ответственности налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ.
В связи с чем, инспекция рекомендует налоговым агентам в целях представления достоверных сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода.
При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 1014 Кодекса.
Наступил новый 2016 год и вместе с ним вновь возникает обязанность физических лиц декларировать свои доходы за 2015 год.
У кого возникает обязанность?
Представить налоговую декларацию обязаны лица, получившие доходы:
Как отчитаться?
Необходимо заполнить и представить в налоговый орган по месту прописки декларацию по форме 3-НДФЛ за 2015 год. Обращаем Ваше внимание, что срок подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год истекает 4 мая этого года.
Как заполнить декларацию?
Во-первых, декларация может быть заполнена в интернет сервисе сайта ФНС России «Личный кабинет для налогоплательщиков физических лиц» и направлена в электронном виде, подписанная усиленной неквалифицированной электронной подписью. Во-вторых, декларация может быть заполнена в бесплатных программах, размещенных на сайте ФНС России в разделе программные средства: «Декларация 2015» и «Налогоплательщик ЮЛ». В-третьих, декларацию можно заполнить рукописно на бланках, выдаваемых в налоговом органе. Во втором и третьем случаях, декларации могут быть представлены в налоговый орган лично, через уполномоченного представителя или заказным письмом с уведомлением.
Следует иметь в виду, что на граждан, представляющих налоговую декларацию за 2015 год исключительно с целью получения налоговых вычетов по НДФЛ, установленный срок подачи декларации – 4 мая 2016 года – не распространяется. Такие декларации можно представить в любое время в течение всего года.
Обращаем внимание, что представление налоговой декларации лицом, обязанным ее представить в отношении полученных в 2015 году доходов, после установленного срока (после 4 мая 2016 года) является основанием для привлечения такого лица к налоговой ответственности в виде штрафа в размере не менее 1 000 рублей.
Дополнительно сообщаем, что декларации по форме 3-НДФЛ по вычетам, представленные через интернет-сервис «Личный кабинет для налогоплательщиков физических лиц» в электронном виде рассматриваются в приоритетном порядке.
Обязанность исчислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц работников обычно возложена на работодателя, то есть на налогового агента. Однако иногда возникают ситуации, когда налоговый агент не может удержать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц. Например, если работник выиграл машину или квартиру, получил подарочную карту, то есть фактически получил доход, но не в денежной, а в натуральной форме.
В этом случае налоговый агент обязан не позднее 1 марта года следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Соответственно, данные сведения за 2015 год налоговые агенты обязаны представить не позднее 1 марта 2016 года по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом от 30 октября 2015 № ММВ-7-11/485@.
Налогоплательщики, в свою очередь, должны до 4 мая 2016 года представить в налоговые инспекции по месту своего учета налоговые декларации по форме 3-НДФЛ. В декларациях необходимо указать сумму полученного дохода и уплатить налог до 15 июля.
ДАННЫЙ СЕРВИС ПОЗВОЛЯЕТ:
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УЗНАТЬ СВОЙ ИНН НЕОБХОДИМО:
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ИНН ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, НЕОБХОДИМО:
При обращении в инспекцию за получением информации об ИНН физического лица необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия представителя, и документ, подтверждающий оплату (размер платы составляет 100 рублей). Для органов государственной власти документ, подтверждающий оплату, не требуется.
На сайте работает система проверки ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.