Версия для людей с ограниченными возможностями
О введении разрешительного режима на кассах при розничной продаже маркированных товаров
В постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 года № 1944 приведены Правила применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правила получения информации из указанной государственной информационной системы. Для удобства в документах и информационных материалах «Честный знак» используется термин «разрешительный режим». Согласно постановлению, с 1 апреля 2024 года этот режим должны соблюдать все, кто продает сигареты и пиво, с 1 мая 2024 года режим начал действовать для крупных торговых сетей (50 и более торговых точек), которые продают упакованную воду и молочную продукцию, с 1 сентября 2024 года - для остальных продавцов этой продукции в розничной торговой сети и в предприятиях общественного питания. С 1 ноября разрешительный режим продажи вводится для пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке, антисептиков, БАДов, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды, духов.
Продавцов маркированных товаров в рознице и общепите обязали подготовиться к внедрению разрешительного режима на кассах. Суть разрешительного режима в том, что касса автоматически отправляет код маркировки в Честный знак, как только продавец отсканирует этот код. Если касса получает положительный ответ от Честного знака, то добавляет товар в чек. Если Честный знак сообщает об ошибке, касса не добавит товар в чек, значит, продать его не представляется возможным.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Меркуловой Елены введение такой системы продажи маркированных товаров позволит существенно повысить безопасность покупателей при покупке продукции.
Законопроект «Российская полка»
Подготовлена новая версия закона о «российской полке». Согласно ему, отечественные товары должны получить преимущество в поисковой выдаче на маркетплейсах, а также располагаться в отдельных зонах или на более видных местах в обычных магазинах.
Документ разработан в Минпромторге. По предварительным данным, закон может вступить в силу 1 сентября 2025 года.
Цель законопроекта - продвижение российских товаров - как продовольственных, так и непродовольственных. Это позволит уравнять местных производителей с более сильными с маркетинговой точки зрения зарубежными брендами, говорится в пояснительной записке к проекту.
Особенно это касается тех категорий, где сейчас наибольший процент импортозамещения. По данным Ассоциации компаний розничной торговли сейчас доля импорта составляет 30-70% в зависимости от категории.
Такая норма распространяется не только на стационарную розницу, но и на онлайн-торговлю. Агрегаторы и интернет-магазины должны будут «обеспечить, безусловно, первоочередное размещение предложений» о продаже именно российских товаров. Долю отечественной продукции со временем определит Минпромторг, но она должна быть не более 50% или 50 первых карточек товаров, а исполнение таких правил должен будет контролировать Роспотребнадзор.
В РФ есть мощные производства и сильные бренды - это бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены. Но отечественные предприятия подчас слабо представлены в рознице, в результате их мощности недозагружены. В итоге наши граждане имеют мало возможностей познакомиться с российской продукцией. Тогда как на полке доминируют иностранные бренды и те марки, которые в 2022 году внезапно стали отечественными. Они до сих пор продолжают пользоваться ресурсами транснациональных компаний и могут вернуться под их контроль, подчеркивается в документе.
Как только отечественные производители получат достаточно места на полке рядом с иностранными брендами и приоритетную поисковую выдачу в онлайн-торговле, они начнут развиваться более динамично - будут больше инвестировать в развитие своих мощностей, расширят кадры и увеличат число разработок. В результате себестоимость производства начнет снижаться, а качество товаров расти.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, кандидата технических наук Марины Власовой, данная мера поддержит отечественных производителей, позволит им развиваться более быстрыми темпами.
Граждан защитят по-новому от мошеннических переводов
В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» №161-ФЗ от 27.06.2011 года вступили в действие с 25 июля 2024 года новые правила защиты клиентов банковских организаций от мошенников. Коммерческие банки обязали сверять все денежные переводы со специальной базой Центробанка, в которой собраны данные подозрительных счетов. При обнаружении получателя средств в данной базе или при наличии других признаков мошеннической операции денежный перевод должен быть приостановлен на два дня. Это так называемый «период охлаждения». В случае, если клиент банка настаивает на переводе, то с финансового учреждения снимается ответственность за возврат денег. В случае, если же банк пропустит такой перевод без блокировки или не уведомления клиента, то он будет обязан вернуть всю переведенную сумму. Срок для возврата установлен в течение 30 дней.
Также банки с 25 июля 2024 года могут блокировать денежные переводы, если получили от сотовых операторов информацию о том, что перед совершением операции клиент получил подозрительные звонки или СМС-сообщения. К подозрительным могут быть отнесены продолжительные звонки или нетипичное для клиента увеличение числа сообщений с нового адреса. Однако такие меры не являются обязательными для всех банков и должны выполняться только теми кредитными организациями, которые заключили коммерческие договоры с сотовыми операторами об обмене данными.
По мнению профессора Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Людмилы Проняевой внедрение механизмов защиты средств клиентов банковских учреждений можно только приветствовать. Тем более, что количество и объемы мошеннических переводов в последние годы только растут. Так, в 2023 году количество операций, совершенных без согласия клиентов банков составило 1163 тыс. ед., их рост к 2021 году составил 12,7%. Объем таких операций на начало 2024 гола превысил 15,7 млрд. руб. Средняя сумма одной операции без согласия клиента возросла с 11 тыс. руб. в 2021 году до 17 тыс. руб. в 2023 году. Мошенническим атакам наиболее подвержены банковские карты, в 2023 году количество атак составило 985 тыс.ед., объем средств, подвергшихся атаке составил 7120 млн.руб. На втором месте по мошенническим атакам на финансовые средства клиентов банков находятся счета, открытые в банковских учреждениях (85 тыс. атак на сумму 4651 млн. руб.), на третьем месте находится СБП (тыс. атак на сумму 3347 млн. руб.).
Финансовые мошенники придумывают все новые способы отъема денег у населения и творчески подходят к этому процессу. Они умело используют искусственный интеллект, новые каналы связи и новостную повестку для отъема денег у граждан. Основным инструментом мошенничества остаются методы социальной инженерии, заключающиеся в психологическом воздействии, которое вынуждает людей добровольно переводить денежные средства или раскрывать банковские сведения. В этих условиях повышение ответственности банков и их все большая вовлеченность в противодействие мошенническим схемам будет способствовать сокращению количества финансовых преступлений и повышению доверия со стороны клиентов к банковскому сектору.
Автопутешествия по России
Достаточно интересным направлением для туристической отрасли является формат автопутешествий. Социологическая лаборатория Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС провела исследование на тему автопутешествий как вида отдыха, основываясь на изучении общественного мнения (ВЦИОМ) от 17 июля 2024[1] года посвященному идеальному автопутешествию для россиян, с целью изучить потенциал существующей инфраструктуры позволяющий комфортно провести свободное время в поездке на дальние расстояния.
Желание провести свое путешествие подобным образом посещает 68% респондентов. При этом посещать только города предпочли бы всего 6%, а исключительно объекты природы 25%, остальные 46% ратуют за смену локаций. Среди респондентов предпочитающих отдых с частыми сменами точек посещения в большинстве «бывалые» автопутешественники, они составили 56%. Их ответы дали возможность оценить на сколько позволяет такие передвижения по стране существующая инфраструктура. Останавливаться на ночлег с комфортом (отель/гостиница/домик с удобствами) предпочитают 76% из опрошенных и всего 17% допускают провести ночь в кемпинге, оставшиеся 7% готовы ночевать в своей машине или палатке в необорудованном для этого месте. Многие отметили недостаточное количество многофункциональных автозаправок (питание, игровые для детей, медпункты), их ответы составили 77%, оставшиеся 23% могут довольствоваться только простыми заправками и туалетами. Также было отмечено, что от возраста напрямую зависит требовательность к комфорту в дорожном путешествии. Представители молодого и зрелого поколения (18-45 лет) рассчитывали исключительно на высокий сервис в дороге 51%, а граждане предпенсионного возраста и старше (60 и более) принимали минимальные условия 41%.
Как видно из опроса предпочтения россиян демонстрирует достаточно широкий диапазон потенциальных пользователей услуги. По мнению старшего преподавателя кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Юлии Путилиной данный формат отдыха несет в себе огромный потенциал для туристической отрасли, так как россияне хотят проводить свое свободное время в активных путешествиях, однако дорожная инфраструктура на сегодняшний день недостаточно развита, так как не удовлетворяет запросы большинства. Автопутешествия способствуют развитию инфраструктуры в регионах и стимулируют их экономический рост, так как туристы останавливаются в гостиницах, питаются в ресторанах, покупают продукты местного производства, создают рабочие места и т.д.
Увеличение утилизационного сбора на автомобили
Минпромторг РФ подготовил проект постановления Правительства РФ об увеличения утилизационного сбора на автомобили. Предполагается, что новые правила расчета утилизационного сбора вступят в действие с 1 октября 2024 года. Проект также устанавливает пошаговую ежегодную индексацию утилизационного сбора на период до 2030 года.
Утилизационный сбор уплачивается как на автомобили, произведенные в стране, так и на ввезенные из-за рубежа. Его размер зависит от базовой ставки и коэффициента, установленных в зависимости от характеристик транспортного средства и категории плательщика.
Изменения коснуться граждан, ввозящих автомашину с объемом двигателя до 3 л для личного пользования (им не нужно уплачивать утильсбор). Но, если планы автовладельца изменятся, и он решит продать автомобиль вместо личного использования, то утиль сбор подлежит пересчету и его необходимо будет уплатить. Кроме того, для ввезенных для личного пользования машин с двигателем объемом больше 3 л коэффициенты при расчете сбора увеличатся в два раза.
Если автомобиль приобретен зарубежом для дальнейшей перепродажи, то размер утильсбора с 1 октября 2024 года будет увеличен на 70-85%. До 2030 года его будут поднимать ежегодно на 10-20%. Это будет означать, например, для сегмента легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л, приобретенных для продажи, что размер утильсбора вырастет с 306000 до 556200 руб. К 2030 году он может составить уже 1172400 руб. Для электромобилей и гибридов рост ставок по утильсбору планируется с 1 января 2025 года. За новые электромобили его размер составит 667400 руб., за категорию старше 3 лет необходимо будет заплатить 1174000 руб.
По мнению профессора Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Людмилы Проняевой, предложения по увеличению утильсбора направлены на увеличение спроса на автомобили, произведенные в стране. Ввезенные авто из-за рубежа с октября 2024 года покупать станет невыгодно, а к 2030 году это станет экономически нецелесообразным. В связи со снижением производства автомобилей в стране и ростом их поставок из Китая (на авторынке России представлены более 50 китайских марок автомобилей, а производство полного цикла организовано только Haval), вышеуказанные меры направлены на то, чтобы зарубежные автопроизводители переносили производство на территорию России, и тем самым создавались новые рабочие места и увеличивались налоговые поступления в бюджет.
На сайте работает система проверки ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.