Версия для людей с ограниченными возможностями
Или о чем стоит знать, чтобы не нарваться на новые штрафы на дорогах
Каждый грузовой автомобиль, включая автобусы, весом не менее 3,5 т должен быть оборудован тахографом. Основная функция прибора – запись информации. Если угодно, это аналог бортового самописца на воздушных судах. Если тахографа нет, придётся заплатить штраф, который с недавних пор значительно повысился. За что будет наложено наказание, а за что нет? С какими новыми формами проверки могут столкнуться автовладельцы? Об этом мы поговорили с начальником ОГИБДД ОМВД России по Должанскому району Александром Помогаевым.
- Александр Васильевич, в нашем районе довольно много автомобилей массой свыше 3,5 тонн. О чём нужно предупредить их владельцев?
- Сначала о хорошем: на дороге больше не станут требовать тахографы с системой криптографической защиты информации (СКЗИ). Теперь о самом главном - штрафы «за тахограф» существенно выросли. Под ответственность теперь подпадают юридические лица, индивидуальные предприниматели и частные владельцы соответствующих категорий транспортных средств.
- Многие не могут разобраться, нужен ли тахограф «частнику»?
- В первую очередь необходимо понять, кто такой «частник», о котором столько шума касательно оснащения тахографами. Это частное лицо, которое не является частным предпринимателем и только управляет транспортным средством, а не владеет им. Это значит, что важно только то, кто находится за рулём такого транспортного средства. Для того, чтобы водитель попал в категорию рассматриваемого «частника», он не должен быть зарегистрирован в качестве ИП, не должен иметь путевого листа, оформленного на него, документы на груз (в случае его перевозки) должны быть оформлены непосредственно на него.
С 1 января 2019 года вступила в силу норма законодательства (п. 3, ст. 20 ФЗ 196), которая обязывает «частников» обеспечить оснащение используемых ими автомобилей максимальной массой свыше 3,5 тонн и автобусов тахографами. Однако до какого момента это оснащение должно быть завершено, Федеральным законом не определено. Таким образом, в настоящее время (на дату выхода статьи) штрафовать «частников» за отсутствие тахографа незаконно, а техосмотр им проводить обязаны без учета наличия тахографа.
- Какие документы должны быть у владельцев тахографа?
- Независимо от вида тахографа необходимо иметь как минимум три документа: сертификат проверки тахографа, свидетельство о его метрологической поверке и инструкцию по использованию. Отсутствие хотя бы одного из этих документов будет трактоваться как нарушение требований к использованию тахографов в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ.
При этом ни один нормативный правовой документ РФ не требует замены тахографов. Главное – чтобы это был именно тахограф, который таковым делает паспорт производителя и сертификат соответствия Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР). Все сертификаты соответствия ТР размещаются на официальном сайте Росаккредитации и являются общедоступными. Необходимо обращаться только в те мастерские, которые осуществляют полный спектр услуг – проверку, метрологическую проверку, ремонт и установку тахографов.
- Вы сказали о наказании. За что именно будет накладываться штраф?
- Во-первых, за отсутствие тахографов на тех транспортных средствах, на которых им положено быть. Во-вторых, за нарушение требований к использованию тахографов. В-третьих, за нарушение водителем режима труда и отдыха или норм времени управления транспортным средством.
- Каковы размеры?
- Штраф за отсутствие тахографа на грузовом автомобиле (или автобусе) накладывается как на водителя, непосредственно управляющего таким транспортным средством, так и на ответственное должностное лицо компании-перевозчика. Кроме того, отвечать придется и перевозчику – ИП или организации. Согласно поправкам, штрафы на водителя составят до 5000 рублей, на должностное лицо (механика) - от 7000 до 10000 рублей. Появились санкции к индивидуальным предпринимателям - до 25000 рублей, а также юридическим лицам - до 50000 рублей. Такие же санкции последуют за нарушение требований к использованию устройства. Не являются правонарушением только случаи поломки тахографа после выпуска транспорта на линию.
- С ноября текущего года водителям приходится иметь дело с нормами времени управления транспортным средством. Что это такое?
- Это понятие применимо к водителям, управляющим автомобилями максимальной массы свыше 3,5 тонн и автобусами, зарегистрированными на частные лица. За нарушение режима труда и отдыха на водителя накладывается штраф в размере 1,5 – 2 тыс. руб. Но отвечать теперь предстоит не только ему: должностным лицам придется заплатить за несоблюдение или нарушение нормативов времени труда и отдыха 7-10 тыс. руб., ИП – 15-25 тыс. руб., компаниям – 20-50 тыс. руб.
- Для контроля времени труда и отдыха необходима карта тахографа. Если её нет, то что?
- Такие карты водители получают, обратившись (лично или через работодателя) с заявлением в специализированную компанию. Срок действия карты – 3 года. Выпуск транспорта и его движение без карты водителя или с неисправной картой трактуется как нарушение правил использования тахографа, поскольку при этом невозможна нормальная фиксация времени водительской работы и отдыха. Поэтому и штраф за отсутствие карты водителя для тахографа будет точно таким же, как при отсутствии самого устройства.
При неисправности, повреждении или утере карты необходимо обратиться за её новым экземпляром в организацию, в которой она была получена. На это дается не более недели. В противном случае штрафы грозят всем нарушителям.
- Есть ли льготный период?
- Нет, все штрафы, касающиеся тахографов, пополам не делятся, оплачивается в полную силу.
- В районе были выявлены такие нарушения?
- До повышения штрафов были. С 1 ноября, когда поправки вступили в силу, пока не было.
- Александр Васильевич, с тахографами понятно. Теперь о радостном: скоро Новый год. Как будет проходить дежурство сотрудников ГИБДД в праздничные дни?
- В круглосуточном режиме. Сами понимаете, что люди начинают расслабляться заранее. Это может быть чревато последствиями.
- Что можно сказать об аварийности в праздничные дни?
- В новогодние праздники уходящего года было только одно ДТП, входящее в госотчетность (то есть с пострадавшими). Годом ранее их было три. Хотелось бы, чтобы в этом году ДТП не было совсем.
- Можно в районе выявить неблагополучные участки, где ДТП случаются чаще?
- На территории Должанского района таких участков нет. Нельзя назвать очагом аварийности конкретный участок дороги или конкретный перекрёсток. Иногда ДТП приходится фиксировать в таких местах, где их, казалось бы, и не может быть. Например, недавно оно произошло между Вышним и Нижним Ольшаным, где ДТП очень давно не регистрировались. На каждом метре дороги может произойти всё, что угодно.
- Ваши пожелания должанцам в наступающем году?
- Желаю стать каждому ещё дисциплинированнее, проявлять больше уважения друг к другу в том числе и на дорогах.
Беседовала Ольга Смирнова
На сайте работает система проверки ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.